Знаменитый нобелевский лауреат, психолог-когнитивист Даниэль Канеман, работы которого мы уже касались и, думаю, коснемся еще не раз, однажды предложил интересную мысль. Он обратил внимание на то, что люди испытывают больше эмоций, когда чего-то лишаются или сталкиваются с непредвиденными негативными ситуациями, чем радуются приятным неожиданностям и приобретениям. Возможным объяснением этому Канеман считает процесс эволюции, в ходе которого чаще выживали особи, избегающие угроз, а не те, которые ищут новые возможности.
Эксперименты показали, что в моменты, когда мы действуем по наитию, неосознанно, мы стараемся избегать потерь и неприятностей, даже если это противоречит логике и здравому смыслу.
Тягостное, неприятное ощущение от расставания с чем-то, что мы считаем своим, принято называть болью оплаты, при этом её наличие мало зависит от фактической цены или объема потерь. Теряем ли мы любимую безделушку, крупные инвестиции или своё время — нам всё равно становится неприятно и грустно. Рассматривая эффект Икеа из прошлого эпизода с этой стороны, можно сказать, что мы переоцениваем собранную собственноручно мебель, потому что боимся. Боимся, что, потеряв её, потеряем ещё и вложенные силы и время.
Ошибка невозвратных затрат — прямое следствие испытываемой нами боязни потерь.
Избегая неприятных ощущений от осознания трат, в особенности бессмысленных и без возможности их вернуть, мы находим причинно-следственные связи там, где их нет. Ведем себя так, как будто эти затраты были уместными, и мы можем компенсировать их в настоящем или будущем.
Несколько примеров того, как эта ошибка влияет на нас в реальных ситуациях.
Допустим, вы решили пойти на концерт любимой группы, взяли билет за пятьсот рублей, пришли на место проведения концерта и вдруг обнаружили, что билет пропал. Есть возможность купить новый билет прямо тут, в кассе, но ведь вы уже потратились на билет один раз, и вам жалко тратить деньги на то же самое снова. Ошибка кроется в том, что потеря пятисот рублей и удовольствие от концерта на самом деле никак не связаны напрямую. То есть, если бы вы потеряли эти деньги на улице или потратили на ерунду, это бы никак не повлияло на вашу решимость пойти на концерт. Ведь это совершенно разные события. Однако эксперименты показывают, что в такой ситуации только половина людей решается на повторную покупку билета. Потеря уже принадлежащего вам билета воспринимается острее и неосознанно привязывается к событию.
Еще один вездесущий пример ошибки невозвратных затрат встречается сплошь и рядом в образовании. Как много ваших знакомых еще на первых курсах университета поняли, что это не их специальность, но тем не менее доучивались до конца, а после ни дня не работали по специальности? Или продолжали ходить на пары ради корочки, когда уже в процессе обучения понимали, что уровень получаемых знаний ниже ожидаемого? Дело в том, что признать, что год-два твоей жизни, деньги и ресурсы потрачены впустую, и бросить вуз очень сложно. Сплошь и рядом люди стремятся доучиться в вузе, при этом теряя еще больше ресурсов и времени впустую.
Знаменитый пример ошибки невозвратных затрат в бизнесе — совместное творение французских и английских авиакомпаний: сверхзвуковой пассажирский самолет "Конкорд". Иногда это искажение даже называют ошибкой "Конкорда". На этапе проектирования и строительства этих самолетов было вложено гигантское количество денег и сил, так что никакие самые очевидные признаки грозящего финансового провала не остановили ввод "Конкордов" в эксплуатацию. Более того, они летали несколько лет, продолжая приносить убытки.
В компаниях, разрабатывающих программное обеспечение и игры, часто случается, что работа ведется в условиях неопределенности. Какие-то особенности рынка или технические ограничения обнаруживаются уже в процессе разработки и становятся причиной для проявления ошибки. Например, многие разработчики игр банкротились в погоне за трендами, зацикливаясь и тратя время на никому не нужные фишки. А в IT-компаниях зачастую оказываются узкие специалисты, которым нечего делать внутри компании по своему профилю из-за изменившихся условий, но руководство не отпускает их, пытаясь хоть как-то отбить затраты.
Эффект невозвратных затрат лежит в основе лудомании — страсти к азартным играм. Желание отыграться и вера в способность это сделать зачастую подкреплены нежеланием признавать потери. Тот же механизм и у игровой зависимости. Многопользовательские ролевые игры или бессрочные игры на развитие, наподобие ферм, со временем перестают приносить удовольствие от процесса игры, но удалять их жалко, ведь столько сил было вложено в некроманта 180-го уровня, гильдию или лучшую среди друзей ферму. Еще больше это усугубляется, когда человек начинает вкладывать реальные деньги, донатить в игру. Согласитесь, отказаться от игры, в которую ты вложил много денег, не так уж легко?
Ну и наконец, коснусь упомянутых уже в прошлом выпуске отношений — токсичных, не приносящих удовольствия никому из партнеров. Зачастую они держатся только на нежелании поверить в то, что столько сил и времени было напрасно потрачено на человека.
Как быть с ошибкой невозвратных затрат?
В английском языке есть аналог русской поговорки "Что было, то прошло", звучит это так: "Let bygones be bygones". В честь неё назван принцип байганс или принцип отделимости.
Следование этому принципу, а именно отделение решений от невозвратных затрат, — самый действенный способ избегать этой ошибки.
Если вы пришли в кино и поняли, что фильм скучный, не ждите его конца. Ваше решение сидеть дальше или уйти не зависит от предыдущего решения потратить деньги на билет. Точно так же не стоит запихивать в себя еду, если вы уже наелись или она вам не понравилась.
Столкнувшись с невозвратными затратами, не думайте о том, как их вернуть, следуйте совету греческих стоиков — концентрируйтесь только на том, на что вы можете повлиять. Вместо того чтобы сокрушаться и прокручивать в голове то, как можно было бы избежать потерь, подумайте, как избежать их в настоящем и будущем.
Планируя затраты заранее, отмечайте, какие из них возвратные, а какие нет, это поможет объективнее относиться к ним в будущем.
Обращайте внимание на то, какие эмоции вы испытываете и на основе чего принимаете решение в конкретный момент.
Почистите своё окружение: выкиньте вещи, которыми вы не пользуетесь, но держите, потому что когда-то заплатили за них, поудаляйте ненужный софт и перестаньте общаться с неприятными вам людьми — это освободит вам время и даст внутренние ресурсы.
Проверяйте жизнеспособность идей и начинаний минимальными затратами сил до того, как вкладываться по полной. Например, задумав бизнес в какой-то сфере, погуглите или спросите мнение тех, кто уже занимается чем-то похожим. Возможно, всплывут какие-то подробности, которые позволят действовать рациональнее.
