Статьи

Эффект большой рыбы в маленьком пруду

Мы снова говорим о социальном эффекте, причём об одном из наиболее популярных. Впервые о нём заговорили лет 40 назад, и с тех пор провели множество исследований, экспериментов и как минимум один метаанализ. Я, как обычно, постараюсь избавить вас от фамилий и цифр, просто знайте, что тема проработана, и при желании все подробности можно найти в интернете.
Начнём с того, что такое самооценка и зачем она нужна. Сильно не углубляясь, можно сказать, что это представление о себе, своих способностях в сравнении с другими людьми. Я подчеркнул это не просто так. Если представить себе человека, который вырос изолированно от общества, то вопрос самооценки для него не будет существовать. Нужна какая-то точка опоры, система координат, в которой можно разместить представление о себе. Мы уже касались однажды того, что люди — животные социальные, и нам привычнее вести себя с окружающими так, как было привычно нашим предкам. Количество людей, с которыми мы активно общаемся и поддерживаем контакты на протяжении жизни, всегда примерно одинаково и равно плюс-минус ста пятидесяти. Это так называемое число Данбара. Оно зависит от размеров неокортекса и определяет размер стаи у социальных животных. Так вот, те 150 человек, с которыми мы общаемся, и есть наша стая. С кем-то мы общаемся плотнее, с кем-то изредка. С теми, кто составляет наше постоянное окружение, мы постоянно себя сравниваем. Группа в детском саду, класс в школе, коллеги на работе или компания друзей, объединённых общими интересами, — не важно, главное, чтобы это была небольшая группа людей, которая нас постоянно окружает.
Эффект большой рыбы в маленьком пруду заключается в том, что наша самооценка зависит не столько от реальных способностей, сколько от того, с какими людьми мы себя сравниваем. В окружении недалёких, менее способных людей мы кажемся себе большими и важными, а в окружении более талантливых и умных людей, наоборот, — наша самооценка снижается. Сила этого искажения зависит от многих факторов, которые мы сейчас разберём, но почти никогда не сходит на нет. В основе его работы лежит эффект контраста, о котором у нас уже был эпизод: сравнивая себя с менее способными людьми, мы преувеличиваем свои способности и наоборот: окружающие нас талантливые люди прямо-таки бесят тем, какие они молодцы, заставляя чувствовать себя не у дел.
Догадываюсь, что многие на этом моменте подумали: «Пф! Подержи моё пиво — я окружил себя самыми лучшими людьми, и мне норм, я совершенствуюсь вместе с ними и расту», и... скорее всего, они правы. Если вы комфортно чувствуете себя в окружении более способных людей, это говорит о том, что присутствуют дополнительные факторы, влияющие на силу эффекта. Первый из таких факторов — это возраст. Наиболее уязвимыми для искажения оказались старшеклассники. Более молодые люди ещё слишком смутно понимают, как и зачем сравнивать себя с окружающими, люди постарше обычно более социализированы. То есть отходят от категоричного «Я и ОНИ» к миролюбивому «мы». Для подростков же положение в социальной иерархии очень важно, если вы учитесь или учились в школе, вы наверняка можете вспомнить негласных лидеров класса и изгоев-отщепенцев.
Важно понимать, что самооценка — это не какая-то незначимая деталь. Исследования показали, что уровень самооценки у обучающихся влияет на будущие достижения во взрослой жизни не меньше, а иногда и больше, чем уровень академических знаний. Уровень самооценки напрямую влияет на то, насколько амбициозные задачи мы ставим, как быстро сдаёмся и насколько вкладываемся в то, что делаем.
Вот кратко ещё несколько факторов, влияющих на то, как сильно проявляется эффект большой рыбы:
  • Невротические, беспокойные люди ожидаемо подвержены этому эффекту больше, чем спокойные и рассудительные.
  • Замотивированные, с чёткими целями и настроенные на результат тоже попадаются на этот крючок чаще.
  • Соревновательный характер взаимодействий также усиливает эффект. То есть команда продажников, где каждый напрямую конкурирует друг с другом в объёме продаж, подвержена искажению больше, чем команда с общей целью.
  • Ну и, наконец, культурный аспект. Если вы родились и выросли в развитой азиатской стране вроде Сингапура, Южной Кореи или Японии, то социальная ответственность, а значит и воздействие на вас эффекта, будут выше.
Для наглядности приведу пару примеров больших и маленьких прудов:
Была такая фраза, описывающая пиратского капитана: среди пиратов он слыл непревзойдённым фехтовальщиком, но среди фехтовальщиков он был всего лишь обычным пиратом. Общество пиратов в данном случае — это маленький пруд, где конкретный капитан мог выделиться своими умениями в фехтовании, стать большой рыбой. Общество же фехтовальщиков — это большой пруд со своими акулами, и в их среде капитан как фехтовальщик — аутсайдер.
Ну или более жизненный пример: жил-был Вася и учился на пятёрки. Посмотрев на его успехи, родители в 9 классе перевели Васю в специализированную гимназию к таким же вундеркиндам. Но если в обычной школе Вася блистал, то в гимназии стал одним из многих. Улучшились ли академические знания Васи? Возможно. Ухудшилась ли самооценка? Наверняка.

Прикладные советы:

  • Выбирая рабочий коллектив, ориентируйтесь на свой уровень самооценки и самомотивации. Если чувствуете уверенность в своих силах — самое время работать с крутыми командами. Неуверены в себе и тревожны — поработайте какое-то время с новичками: и вы им поможете, и они вам.
  • Выбирая учебное заведение для себя или своих детей, обращайте внимание на то, что у вас в приоритете и что даётся легче — академические знания или поддержание уровня самооценки.
  • Если вам диагностировали психосоматическое расстройство, попробуйте сменить окружение на менее конкурентное. По последним исследованиям, подавленная самооценка увеличивает вероятность психосоматических расстройств.