Что такое память?
Память - это способность нашего мозга накапливать, хранить и воспроизводить информацию, будь то сухой набор цифр, навык езды на велосипеде или эмоциональное послевкусие от фильма. Для наглядности мы можем представить нейроны и их сети в виде листов блокнота, а органы чувств и внутреннюю механику мозга в виде карандашей. Тогда способность рисовать и писать в блокноте, вырывать листы, исправлять и по необходимости просматривать содержимое и будет нашей памятью.
То есть память включает в себя не только физиологические свойства, но и процессы, существующие благодаря им.
У каждого из нас в голове миллиарды нейронов, нервных клеток . Они соединены между собой аксонами и синапсами, эдакими проводами, причем каждый нейрон присоединен к тысячам или даже десяткам тысяч других нейронов. Все эти сложные переплетения клеток постоянно передают друг другу электрические и химические сигналы, так что потенциально возможных комбинаций клеток и сигналов между ними - необозримо много. Именно на них завязана наша память.
- Запоминание - это процесс создания устойчивых комбинаций связей.
- Вспоминание - способность воспроизвести те самые процессы в тех же нейронах, которые мы запомнили.
- Ну и наконец, забывание - это способность связей ослабляться или заменяться другими.
Для того, чтобы понять, почему наша память подвижна и изменчива, достаточно обратить внимание на тот факт, что каждый нейрон участвует во многих процессах и объединяется в множество комбинаций с другими нейронами, которые отвечают не только за разные воспоминания, но и за другие функции. Ярким примером может послужить наша реакция на запахи: вспомните, сколько раз, уловив знакомый аромат из детства, вы проваливались в яркие воспоминания? Дело в том, что тот участок мозга, который отвечает за обоняние, отвечает также и за память. Активация нейронных связей духами, которыми пользовалась наша учительница младших классов, может спроецировать характерные воспоминания, даже если мы считали, что не помним ничего из того периода своей жизни.
Добавим к этой многофункциональности то, что каждый раз, при обращении к группам нейронов, мы слегка переписываем их структуру, подмешивая новые связи, и получим, что с течением времени наши воспоминания о событиях все меньше и меньше походят на сами события. Кроме того, если к воспоминаниям не обращаться вовсе, то старые связи ослабевают.
А как же езда на велосипеде, спросите вы? И почему некоторые вещи забываются уже на следующий день, а другие мы помним десятки лет?
Типы памяти
Во-первых, память можно разделить по времени хранения. Самая краткосрочная - сенсорная память. Эта память наиболее честная, приближенная к тому, что мы воспринимаем, и делится по органам чувств. Иконическая память хранит в себе все, что мы увидели, эхоическая - все, что услышали и так далее. Но есть нюанс: срок хранения обычно не достигает и половины секунды. То есть в каждый момент времени мы храним почти идеальное воспоминание о предыдущем мгновении, через полсекунды уже о следующем мгновении и так далее.
Если мы направляем свое внимание на что-либо, то воспоминания из сенсорной памяти начинают записываться в кратковременную память, которую еще называют активной. Туда же, в активную память, попадают из долговременной памяти те вещи, которые мы припоминаем, и в свою очередь вещи, которые мы значительно выделяем вниманием и регулярно повторяем, попадают из активной памяти в долгосрочную.
Если сравнивать наш мозг с компьютерами, то это похоже на оперативную память и жесткий диск. Как и в компьютере, оперативная, кратковременная память ограничена и по объему, и по времени хранения информации. В среднем оперативная память хранит информацию от нескольких секунд до нескольких часов и вмещает в себя, внимание, 5-6 объектов. Любых. То есть туда можно уместить 5-6 букв, но и 5-6 слов, и даже 5-6 предложений. Например, когда вам на телефон приходит шестизначный код подтверждения, запомнить его в виде цифр сложновато: 832965. Зато два числа 832 и 965 запоминаются куда легче.
Долговременная память может хранить информацию долгие годы, с той лишь оговоркой, что мы не всегда сможем быстро ей воспользоваться. Да, знания, которые мы используем регулярно, с легкостью попадают из долговременной в краткосрочную - рабочие навыки, сведения о друзьях и близких, родной язык. А вот, например, иностранный язык, которым вы редко пользуетесь, или школьные знания потребуют усилий для вынимания их из закромов подсознания. Да, именно так: сознание оперирует лишь с активной краткосрочной памятью, а горы информации о нашем прошлом большую часть времени скрыты от нас. Что не может не радовать. Не хотел бы я оказаться на месте того человека, который постоянно, ежесекундно помнит вообще все.
Долговременную память можно разделить на процедурную, которая отвечает за процессы и навыки, и декларативную, описательную. За навык езды на машине стоит сказать спасибо памяти процедурной, за знание правил дорожного движения - декларативной.
Отдельным фронтом над видами памяти возвышается генетическая память. Дело в том, что некоторые механизмы и информация заранее предустановлены и оказываются в нашей голове еще на этапе формирования тела. Рефлексы, предрасположенность к речи и ассоциативному мышлению имеют в своей основе все те же наборы данных, зашифрованные в нейронных сетях каждого представителя вида Homo sapiens. Они появились там благодаря эволюции. Кроме того, есть вероятность того, что и некоторые навыки или склонности к ним могут буквально передаваться по наследству с помощью набора генов, хотя эти предположения пока недостаточно обоснованы.
Что касается коллективной памяти, то тут нам понадобится воображение: представьте, что вся совокупность хранилищ информации на планете, включая людей, это одна большая нейронная сеть: каждый человек, компьютер, книга так или иначе связаны и хранят общий на всех пласт информации. Информация передается от человека к человеку, из поколения в поколение. Меняется, пополняется или наоборот исчезает. Понятными единицами коллективной памяти могут послужить особенности языка, предания и сказки, или, к примеру, мемы.
Что влияет на нашу память?
В отличие от информации, напечатанной на бумаге, сохраненной в компьютере или записанной в виде аудиоподкаста, те данные, которые хранятся в нашей голове, не остаются первозданными.
Еще на этапе запоминания информация подвергается изменениям. На нее влияет та информация, которая уже записана в наших нейронах. Так что поговорки в духе "Старую собаку новым фокусам не научишь" или притчи о невозможности наполнить и без того полную чашу имеют под собой вполне физиологическое основание. Особенно это касается моторных навыков и процедурной памяти. Если человек научился играть на гитаре с неправильной постановкой рук или год приседает в спортзале с неправильной техникой, то переучиться ему будет сложнее, чем научиться этому с нуля.
В то же время, уже хранящаяся в долговременной памяти информация может упростить процесс запоминания новой, если она каким-то образом связана с ней и дополняет ее. Например, изучение французского языка после английского и латинского будет куда легче, чем китайского после русского.
Кроме того, то, насколько легко мы можем удерживать внимание на новой информации, какие эмоции при этом испытываем и насколько готовы ее принимать, зависит в том числе от уже хранящихся в нашей голове данных.
Обратный процесс, когда новые пласты информации мешают вспомнить что-то более старое, называется ретроактивным вмешательством. Как я уже говорил, каждое использование нейронов для вспоминания старой информации или для сохранения новой с какой-то вероятностью может слегка подправить или переписать сохраненные ранее данные.
Чем менее активны связи и чем больше в них посторонних артефактов, тем больше усилий и времени придется потратить на вспоминание. С какого-то момента забываемая информация становится недоступной сначала для вспоминания, а позже и для узнавания.
—
Если вам показалось, что вся эта история с забыванием грустная, то вам показалось. Умение забывать - это прекрасно и полезно. А вот что действительно грустно, так это то, что память не всегда работает так, как задумано.
Нарушения памяти
В общих чертах их можно разделить на несколько больших групп:
- Гипомнезии — ослабление памяти. Возникает из-за травм, болезней, отравлений, возрастных изменений и многого другого.
- Гипермнезии — обострение памяти. Неспособность забывать. Встречается редко, доставляет много хлопот обладателям, в терминальных случаях приводит к полному сносу крыши.
- Рассеянность внимания — не совсем расстройство памяти, но напрямую влияет на способность запоминать информацию.
- Амнезия — самое распространенное расстройство. Потеря памяти. Бывают самые разные подвиды амнезий. Это не обязательно потеря воспоминаний о прошлом. Можно потерять из-за травмы какой-то специфический раздел информации, например знания о футбольных командах. А можно прекрасно помнить прошлое, но разучиться запоминать что-то новое, получив эдакий день сурка, когда ты каждое утро просыпаешься примерно с одним и тем же набором знаний, но во все более старом теле. Бррр.
- Ну и парамнезии — ложные или искаженные воспоминания, а также смещение воспоминаний во времени.
Как улучшить память
- Занимайтесь физической активностью. Регулярные упражнения улучшают выработку веществ, отвечающих за всю эту сложную биохимию в мозге, которая позволяет превращать краткосрочные воспоминания в долгосрочные. Кроме того, это бодрит :-)
- Избегайте употребления алкоголя, табака и вообще пользуйтесь психоактивными веществами поменьше. Все эти вещества постепенно понижают возможности мозга. Пока вы молоды, этовлияние будет почти незаметным, но с возрастом оно может вызвать лишние проблемы.
- Тренируйтесь. Память, как и мышцы, поддается тренировке. Старайтесь постоянно получать новую информацию, приобретать навыки, учить языки. Это не только полезно, но и приятно.
Спасибо что дочитали статью до конца, надеюсь что-то из прочитанного вы запомните. Это была статья по мотивам подкаста о когнитивных искажениях Миражи и я, Алихан. Спасибо всем кто поддерживает проект, делится им, ставит оценки и комментирует.