Статьи

Что такое эффект обрамления?

Что такое когнитивное искажение?

Чтобы понять, что такое когнитивное искажение, вспомним, как в детстве мы верили в Деда Мороза. В нашей детской реальности он существовал: подарки, табуреточка, стишки — все факты были налицо. Однако, повзрослев, мы поняли, что это было лишь наше представление о реальности, а не объективная истина.
Вы можете сказать, что теперь вы взрослый человек и не обманываете себя. Но это тоже будет лишь ваше представление о положении дел, а не объективная реальность.

Польза и вред когнитивных искажений

Нельзя однозначно заявить, что все наши искажения вредны. Например, залогом нашего душевного спокойствия является защитный механизм, благодаря которому мы плохо запоминаем неприятные события, места и людей. С помощью некоторых искажений мы можем вести переговоры, убеждать себя и других, мотивировать.
Однако, хочется хотя бы знать, когда и как наше восприятие и мышление могут нас обмануть.

Эффекты фрейминга

Сегодня мы начнем с эффектов фрейминга. На русском языке это название звучит довольно странно, так как является калькой с английского "frame effect". Более понятно можно перевести как "эффект подачи" или "сервировки".
Все знают, что в зависимости от того, как сервировано блюдо, зависит, насколько вкусным оно нам покажется. Причем речь идет не только о внешнем виде, но и о нашем настроении, месте, компании и цене, которую мы заплатили за блюдо. Как говорилось в одной комедии, гренка не может стоить восемь долларов, а крутон — может. То же касается не только еды, но и всего остального.
Проще говоря, эффект фрейминга заключается в том, что одна и та же информация может восприниматься по-разному в зависимости от формулировки и акцентов.

Примеры эффекта фрейминга

Мы часто пользуемся этой особенностью восприятия, когда хотим кого-то в чем-то убедить, не имея нужных фактов, или когда собеседник не воспринимает аргументацию. Есть много способов изменить подачу аргументов. Кто-то начинает формулировать фразы научными словами, кто-то повышает голос, а кто-то давит на жалость.
Можно также умолчать о какой-то части информации, а другую подсветить. Знаменитое исследование эффекта фрейминга 1981 года заключалось в следующем: двум группам людей давали одну и ту же информацию, формулируя по-разному, и предлагали принять решение на ее основе. Первой группе говорили: "У нас есть вакцина, есть возможность испробовать ее на 600 пациентах, с какой-то вероятностью все пойдут на поправку, но 200 человек точно выживут." Второй группе говорили то же самое, но добавляли: "Если не получится, то 400 человек умрут." Небольшое перенаправление внимания со смерти на выздоровление, и вот уже в три с половиной раза больше людей готовы начать испытания вакцины.

Эффект фрейминга в рекламе

Эффект фрейминга широко используется в рекламе. В сухом остатке, любая реклама просто доносит до потенциального покупателя характеристики товара. На деле же все давно превратилось в соревнование рекламщиков по тому, кто оформит товар привлекательнее. Например, когда нам показывают образ успешного человека, пользующегося какой-то услугой или товаром, мы подсознательно хотим тоже быть успешными и отдаем деньги именно за это. Или когда производители якобы здоровой пищи пишут "БЕЗ ГМО" или "БЕЗ ГЛЮТЕНА" на продуктах, в которых их и не должно быть, да еще при том, что опасность ГМО и глютена преувеличена.

Как преодолевать эффект фрейминга?

В той или иной степени мы всегда подвержены эффекту фрейминга, и полностью избавиться от него не получится. Однако есть несколько простых лайфхаков, которые помогут не обманываться хотя бы в действительно важных вещах:
  1. Запишите известные вам факты на бумагу сухим языком. Это поможет убрать эмоциональную окраску и сосредоточиться на сути. Вычеркните то, о чем вы не знаете наверняка. Это позволит вам оперировать только проверенной информацией.
  2. Переспите ночь перед тем, как принимать решение. Зачастую мы обманываемся в контексте, поддаваясь своему настроению или харизме собеседника.
  3. Попробуйте сформулировать факты на неродном языке. Как правило, это снизит эмоциональную заряженность текста.
  4. Узнайте мнения разных людей. Сравнение различных точек зрения поможет вам увидеть ситуацию с разных сторон.
Эта статья была создана на основе выпуска подкаста "Миражи" и предназначена для тех, кто хочет лучше понять, как когнитивные искажения, такие как эффект фрейминга, влияют на наше восприятие и принятие решений. Надеюсь, что эти знания помогут вам быть более осознанными и критичными в повседневной жизни.
 Чтобы понять, что такое когнитивное искажение, вспомним, как в детстве мы верили в Деда Мороза. В нашей детской реальности он существовал: подарки, табуреточка, стишки — все факты были налицо.