Что такое когнитивное искажение?
Чтобы понять, что такое когнитивное искажение, вспомним, как в детстве мы верили в Деда Мороза. В нашей детской реальности он существовал: подарки, табуреточка, стишки — все факты были налицо. Однако, повзрослев, мы поняли, что это было лишь наше представление о реальности, а не объективная истина.
Вы можете сказать, что теперь вы взрослый человек и не обманываете себя. Но это тоже будет лишь ваше представление о положении дел, а не объективная реальность.
Польза и вред когнитивных искажений
Нельзя однозначно заявить, что все наши искажения вредны. Например, залогом нашего душевного спокойствия является защитный механизм, благодаря которому мы плохо запоминаем неприятные события, места и людей. С помощью некоторых искажений мы можем вести переговоры, убеждать себя и других, мотивировать.
Однако, хочется хотя бы знать, когда и как наше восприятие и мышление могут нас обмануть.
Эффекты фрейминга
Сегодня мы начнем с эффектов фрейминга. На русском языке это название звучит довольно странно, так как является калькой с английского "frame effect". Более понятно можно перевести как "эффект подачи" или "сервировки".
Все знают, что в зависимости от того, как сервировано блюдо, зависит, насколько вкусным оно нам покажется. Причем речь идет не только о внешнем виде, но и о нашем настроении, месте, компании и цене, которую мы заплатили за блюдо. Как говорилось в одной комедии, гренка не может стоить восемь долларов, а крутон — может. То же касается не только еды, но и всего остального.
Проще говоря, эффект фрейминга заключается в том, что одна и та же информация может восприниматься по-разному в зависимости от формулировки и акцентов.
Примеры эффекта фрейминга
Мы часто пользуемся этой особенностью восприятия, когда хотим кого-то в чем-то убедить, не имея нужных фактов, или когда собеседник не воспринимает аргументацию. Есть много способов изменить подачу аргументов. Кто-то начинает формулировать фразы научными словами, кто-то повышает голос, а кто-то давит на жалость.
Можно также умолчать о какой-то части информации, а другую подсветить. Знаменитое исследование эффекта фрейминга 1981 года заключалось в следующем: двум группам людей давали одну и ту же информацию, формулируя по-разному, и предлагали принять решение на ее основе. Первой группе говорили: "У нас есть вакцина, есть возможность испробовать ее на 600 пациентах, с какой-то вероятностью все пойдут на поправку, но 200 человек точно выживут." Второй группе говорили то же самое, но добавляли: "Если не получится, то 400 человек умрут." Небольшое перенаправление внимания со смерти на выздоровление, и вот уже в три с половиной раза больше людей готовы начать испытания вакцины.
Эффект фрейминга в рекламе
Эффект фрейминга широко используется в рекламе. В сухом остатке, любая реклама просто доносит до потенциального покупателя характеристики товара. На деле же все давно превратилось в соревнование рекламщиков по тому, кто оформит товар привлекательнее. Например, когда нам показывают образ успешного человека, пользующегося какой-то услугой или товаром, мы подсознательно хотим тоже быть успешными и отдаем деньги именно за это. Или когда производители якобы здоровой пищи пишут "БЕЗ ГМО" или "БЕЗ ГЛЮТЕНА" на продуктах, в которых их и не должно быть, да еще при том, что опасность ГМО и глютена преувеличена.
Как преодолевать эффект фрейминга?
В той или иной степени мы всегда подвержены эффекту фрейминга, и полностью избавиться от него не получится. Однако есть несколько простых лайфхаков, которые помогут не обманываться хотя бы в действительно важных вещах:
- Запишите известные вам факты на бумагу сухим языком. Это поможет убрать эмоциональную окраску и сосредоточиться на сути. Вычеркните то, о чем вы не знаете наверняка. Это позволит вам оперировать только проверенной информацией.
- Переспите ночь перед тем, как принимать решение. Зачастую мы обманываемся в контексте, поддаваясь своему настроению или харизме собеседника.
- Попробуйте сформулировать факты на неродном языке. Как правило, это снизит эмоциональную заряженность текста.
- Узнайте мнения разных людей. Сравнение различных точек зрения поможет вам увидеть ситуацию с разных сторон.
Эта статья была создана на основе выпуска подкаста "Миражи" и предназначена для тех, кто хочет лучше понять, как когнитивные искажения, такие как эффект фрейминга, влияют на наше восприятие и принятие решений. Надеюсь, что эти знания помогут вам быть более осознанными и критичными в повседневной жизни.
