Статьи

Эффект прожектора

Эффект прожектора в том виде, о котором мы будем говорить, был исследован, определён и изучен в 80-х/90-х годах прошлого века. Спасибо Томасу Гиловичу, Кеннету Савицкому и другим когнитивистам за это. Проведя ряд экспериментов, учёные доказали вполне предсказуемую вещь: люди склонны переоценивать степень, в которой другие замечают, запоминают или оценивают их внешность и поведение. То есть нам кажется, что на нас обращают больше внимания, чем на самом деле. На первый взгляд это кажется простым проявлением эгоцентризма, но на деле механизм эффекта несколько сложнее. Вот несколько примеров того, как эффект прожектора проявляется в нашей жизни:
Каждый из нас может вспомнить пример, когда нам пришлось выйти в люди в виде, который нам казался неподобающим. Парикмахер постриг не так, как просили, из чистых глаженых рубашек осталась только самая некрасивая, которую вы никогда не надевали, или, может быть, потёк макияж, а времени привести его в порядок не было — эффект был один: нам казалось, что все взгляды прикованы к нам, к той детали, которая выбилась из общей картины.
То же самое может случиться не с внешностью, а с поведением. Во время публичного выступления, будь то вызов к доске на уроке или прямой эфир в соцсети, вам может показаться, что вы говорите слишком тихо или косноязычно, или не то, что от вас ждут. А эффект прожектора подсветит это так, что вам будет казаться, что все только и пришли сюда, чтобы оценить, насколько вы хороший оратор.
Ну и не стоит думать, что эффект прожектора подсвечивает только негативные переживания. Да, они более распространены и заметны, но мы ровно так же преувеличиваем значимость наших хороших сторон. В качестве примера отлично подойдут строки Даниила Хармса:
Хвилищевский ел клюкву, стараясь не морщиться. Он ждал, что все скажут: «Какая сила характера!»Но никто не сказал ничего.
Разберём чуть подробнее аспекты, влияющие на силу эффекта прожектора. В первую очередь это время: человек быстро ко всему привыкает, а эмоции не могут гореть слишком долго. Пролейте на свою футболку кетчуп и идите погулять в людное место. Первые 15 минут вам будет очень некомфортно, но уже через час вы устанете накручивать себя и расслабитесь. Кроме того, эффект почти не работает постфактум. Если вы весь день проходили в заляпанной футболке, а узнали об этом только к вечеру, то, конечно, смутитесь в первую секунду, но гораздо меньше, чем если бы знали о пятне заранее.
Второй аспект — субъективная значимость. Эффект сильнее проявляется, когда речь идёт о чём-то, что кажется нам плохим или постыдным, ведь люди в целом склонны придавать больше значения негативным событиям, о чём мы говорили в прошлом эпизоде. Но и положительные отклонения от нормы кажутся нам заметнее, чем есть на самом деле. Главное, чтобы мы считали происходящее значимым, заслуживающим внимания.
Третий изученный аспект — уровень тревожности, в особенности социальной тревожности. Если вы из тех людей, кто придаёт большое значение мнению окружающих и боится социальных контактов, ваш прожектор будет светить ярче обычного. Но не переживайте, эффект прожектора можно и даже нужно преодолевать.
Также стоит упомянуть иллюзию прозрачности, которую можно рассмотреть как частный случай эффекта прожектора. Это наша склонность переоценивать видимость наших эмоций и внутренних состояний для других людей. Когда мы нервничаем, нам кажется, что всем видно, что мы нервничаем, когда боимся — все видят наш страх и так далее. На самом деле такое ощущение возникает из-за того, что мы сами прекрасно всё чувствуем и понимаем и ненароком экстраполируем это понимание на окружающих.

Практические советы:

Первое, что стоит сделать, если вы поймали себя на эффекте прожектора, — осознать и оценить то, насколько вы преувеличиваете направленное на вас внимание. Просто внимательно посмотрите по сторонам и понаблюдайте за людьми. А ещё понаблюдайте за собой: как часто вы придаёте значение тому, что происходит с другими?
Если простое наблюдение не помогает — проведите эксперимент. Измените специально что-то в своей внешности, пообщайтесь со своими знакомыми, а потом спросите их, заметили ли они изменение. И если да, то как много значения этому придали.
Сообщайте начальству о своих успехах. Допустим, вы с коллегами провернули замечательный проект, который принёс вашей фирме значительную прибыль. Вы уверены, что всё это в первую очередь благодаря вам, и ждёте поощрения от руководителя, а его всё нет. В чём же дело? Внимание всех, включая начальника, направлено в первую очередь на них самих. Возможно, даже они тоже считают себя ключевыми работниками, благодаря которым проект пришёл к успеху. Поэтому, если вы объективно сделали что-то хорошее и хотите признания, не стесняйтесь напоминать о том, что вы сделали руководителю.
Ну и наконец, помните, что большинство людей почти всё время полностью поглощены своими мыслями и переживаниями. Или, говоря проще, всем по...дписывайтесь на подкаст на всех подкаст-платформах и соцсетях, ставьте лайки, на статьи тоже можно подписаться. Всего вам доброго.